Программу разработала и реализовала педагог-психолог Детский сад №25 ОАО "РЖД" Носова Ирина Александровна
Пояснительная записка
С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие близких, родных людей, постоянный контакт со сверстниками, взрослыми и т.п. Приспособление к новым условиям требует быстрого образования новых моделей и способов поведения. Этот сложный период для ребенка принято называть адаптация.
Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей.
Адаптация детей к условиям детского сада протекает по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе и от того, насколько малыш подготовлен в семье, насколько согласованы действия педагогов и родителей. Это активный процесс, приводящий или к позитивным (адаптированности, т.е. совокупленности всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию требует особого внимания специалистов детского сада и родителей.
Построение целостной модели адаптационного периода обуславливает успешность вхождения ребенка в детский сад.
Таким образом, организация приема детей в дошкольное образовательное учреждение нуждается в руководстве процессом адаптации и требует комплексной системы психолого-педагогических воздействий детского сада и семьи на вновь поступающего ребенка.
Цель программы: создание оптимальных психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период вновь поступивших детей путем организации совместной игровой, театрализованной, изобразительной деятельностей, коммуникации детей и взрослых.
Задачи:
1.Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
2.Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, с педагогами группы и специалистами детского сада;
3.Развитие восприятия (способствовать формированию сенсорных эталонов цвета, формы, размера), непроизвольного внимания, активной речи;
4.Развитие игровых навыков, коммуникативных возможностей.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры и игровые ситуации, интегрированные в различные виды деятельности, которые помогают детям отвлечься от переживаний и задают положительный эмоциональный настрой.
Структура и форма деятельности
В начале совместной деятельности взрослых и детей включены упражнения, требующие согласованности действий всей группы детей. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность, помогают настроиться на совместную групповую работу.
Далее детям предлагаются игры и упражнения направленные на развитие восприятия, непроизвольного внимания, предметной и игровой деятельности, навыков изобразительной деятельности, коммуникативных возможностей.
Заканчивается деятельность спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.